ЧТО МЫ ХОТИМ (И БУДЕМ ТРЕБОВАТЬ) ОТ ИГРОКОВ

Статья 1. Этикет.
(Кое-что из истории придворного этикета 17 века и возможность применения оного в игровой реальности)

           В последнее время нередким явлением становятся ролевые игры с романтическим сюжетом. И это вполне объяснимо: кто не зачитывался романами Дюма, Готье, Сабатини, где с первых страниц  погружаешься в эпоху доблестных воинов и прекрасных дам, великих подвигов и ужасных преступлений, где за каждым углом, возможно, придётся скрестить шпаги, а в бокале героя в любой момент может оказаться смертельный яд.
             Мы ещё помним, как пустели улицы, когда по телевизору показывали «Трёх мушкетёров». И кто из нас не играл в детстве «в Д`Артаньяна», смастерив шпагу из первой попавшейся под руку деревяшки.
            «Ах, этот 17 век, война в кружевах!» 
            Короли и придворные, роскошные костюмы и звон шпаги, честь и коварство… 
            Но мы, собирающиеся хотя бы на четыре дня войти в мир романтического прошлого,  невольно притаскиваем с собой большой «хвост» из современной реальности. 
              Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как мы говорим?
             «По жизни» человек может быть сколь угодно хорошим оратором, но по приезду на полигон у многих  начинаются проблемы: иногда даже не ясно, что тебе хочет сказать тот или иной индивидуум, так как смысл его фраз теряется среди постоянных «э-э-э»  и «мнэ-э-э»
            Или появляются в речи явные анахронизмы, а то и вовсе сленговые словечки. ( Пришла я как-то на игре с посольством в одно государство, рассказываю правителю о цели своего визита, а он мне говорит нечто вроде: «Ну, зашибись, как клёво!») 
             Пусть это забавно и смешно, но такие реплики подчас сводят игру к банальному стёбу.  Давайте же, по возможности, избегать этого.
           Все, несомненно, знают, что королевские дворы Западной Европы жили по своим особым правилам. Конечно, не все правила придворного этикета применимы в ролевой игре. Но если все мы будем придерживаться хотя бы определённого минимума этих правил, возможно «злобной неигровухи» станет меньше?
         Сразу скажу, что всё нижеследующее не претендует на стопроцентную историчность, а является попыткой объединить разрозненные знания о придворном этикете, взятые в основном из художественной литературы, дабы сделать интересным отыгрыш и создать романтическую атмосферу в игровой реальности. 
         Для начала  некоторые сведения из истории этикета: церемониал королевских дворов чрезвычайно усложняется примерно с 15 века. Сначала определённое влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем, с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция. (Господа игроки, заявляющиеся во Францию, обратите внимание! J)
          В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемонимейстера, следившего за выполнением всех тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха и придворные должны были в определённый час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, балов, обедов. (Например, у Голонов упоминается о том, что испанский король Филипп IV по этикету должен был обедать в гордом одиночестве)
         Что касается аудиенций, то, например, при бургундском дворе герцог два-три раза в неделю принимал прошения от своих придворных. Все придворные должны были присутствовать, размещаясь согласно рангу по обе стороны трона, а подле него находились коленопреклонённые чиновники, читавшие и рассматривавшие прошения.  (По сведениям, почерпнутым мной из книг А. Дюма, влиятельные придворные тоже назначали время для аудиенций в своих покоях, общаясь с просителями с глазу на глаз)
            Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе. Чем выше ранг, тем сложнее был ритуал. Например, королева Франции в течение года носила траур по умершему супругу, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. (Исторический факт: после убийства Генриха IV  в Лувре в течение года были разрешены только детские праздники) Зеркала и окна  занавешивались чёрным бархатом, часто с серебряной  вышивкой. (Кстати, у того же Дюма описано, что знатная дама в трауре могла присутствовать на празднествах инкогнито)
        Покои для пребывания знатной дамы после родов убирались зелёным шёлком. Рождение королевского наследника ознаменовывалось колокольным звоном и пушечным салютом. 
( У Голонов описан момент, когда вся чернь Парижа считает количество выстрелов, дабы узнать пол родившегося ребёнка королевы)
        Определяющий характер в придворном этикете приобретает право первенства. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого ранга. Имело значение, кто на чём сидит, кто оказывает ту или иную услугу королю. Придворный или посол иностранного государства, удостоенный лучшего места, считался занимавшим более высокий ранг, что приводило даже к международным конфликтам, так как посол, чью карету на королевской прогулке обогнала карета другого, мог счесть это унижением своей страны и её двора. ( У Голонов есть описание момента, как во Францию приезжает посланец Персии. Некоторые вполне невинные действия французских властей он расценивает как личные оскорбления из-за различия обычаев)
        Все поведенческие нормы были тщательно нормализованы. При бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам можно было ходить рука об руку и должна ли (и каким образом) одна другую поощрять к подобной близости.
        Известны случаи, когда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить её величество прикосновением к ноге. Когда двое придворных всё же решились спасти полумёртвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.  (В дальнейшем, видимо, эти нормы этикета стали менее жёсткими: существует легенда, что Хуан Тассис-и-Перальта, граф Вильямедина (1580-1622), испанский поэт и драматург, который часто ставил в своём дворце любительские спектакли, специально поджёг свой дворец, чтобы вынести из огня потерявшую сознание  королеву Елизавету, супругу Филлипа IV и тайком поцеловать ей ногу ) 
           В  17 веке система этикета достигает своего апогея.  К середине века была ритуализирована каждая мелочь. Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества. Утром , при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель опочивальни и несколько придворных, причём было расписано не только то, кто какую именно оказывал услугу, но и их движения. Затем двери опочивальни открывались, и короля могли лицезреть придворные высших рангов, склонившись в глубоком поклоне. Король произносил молитву и выходил в другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали представители высшей знати, в то время как основные придворные, имеющие на это право, лицезрели этот процесс, стоя в отдалении в почтительном молчании. Затем король удалялся в часовню во главе процессии, а на его пути рядами стояли сановники, не удостоенные аудиенции, повторяя свои прошения в надежде, что проходя мимо, король услышит их. 
          Во время королевской трапезы все придворные должны были стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король восседал на кресле. Королева и принцы, если они присутствовали, имели право сидеть на стульях, а другие члены королевской семьи – на табуретах. Король мог оказать величайшую честь знатной даме, позволив ей сесть на табурет; у мужчин такой привилегии не было, но все они стремились к ней ради своих жён. (У Дюма описано, что придворные могли сидеть в присутствии короля если они… играют в карты)
           Существовал также обряд представления ко двору. Ни один придворный не смел появиться в Лувре, не будучи представленным. Для этого необходимо было найти «крестного» или «крёстную» знатного рода. Тогда назначалось время церемонии. Представляемый и «крёстный» входили под руку в зал, кланялись королю. Представляемый вставал но одно колене и целовал королю руку. Король обнимал своего нового придворного. Представляемый с «крёстным» обходили всех собравшихся, выражая им своё почтение. (Описание представления ко двору встречается в книге Дюма «Жозеф Бальзамо»)
          Очевидно, что придворные обязательства требовали от дворянина определённых качеств. Сохранились руководства по поведению того времени, из которых одним из самых известных является сочинение графа Кастильоне «Придворный». Согласно ему, придворный должен быть любезен и внимателен, избегать сплетен, злоязычия и лжи. Его манеры должны были выглядеть естественными без неловкости, он обязан был хорошо говорить на нескольких языках, уметь играть в карты, не обращать внимания на денежные потери (актуально, учитывая  карточные игры :-), петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, практиковать модные в то время виды спорта, но отнюдь не игры простонародья. (Помните,  в «Трёх Мушкетёрах» Атос приглашает Д`Артаньяна поиграть в мяч? Правила этой игры напоминали современный большой теннис, но…без ракеток)
          На войне дворянину рекомендовалось избегать ненужного риска, если он находился вне поля командира. Вежливость его должна была возрастать в зависимости от ранга собеседника, а по отношению к королю его манеры должны были напоминать поведение слуги перед господином. Понятно, что не все из этих норм осуществлялись на практике ( Конечно!  Иначе все были бы белые и пушистые, а без лжи, интриг и заговоров какой романтизм? :-) Но правила поведения по отношению к королю необходимо было соблюдать неукоснительно.
         Придворный этикет дал начало этикету дипломатическому, так как именно при королевских дворах происходили приёмы иностранных посольств. В раннем средневековье на церемониал международного общения в Европе решающее влияние оказывали торжественные и пышные ритуалы, имевшие своей целью убеждать в могуществе своей страны, демонстрировать её богатство, силу и превосходство. Позднее, когда вопросы первенства стали играть при дворе важнейшую роль, возникла необходимость чётко определить место каждого дипломата и, соответственно, его страны в общем церемониале. Дипломату приходилось быть ещё более пунктуальным и строгим к соблюдению всех правил этикета, чем остальным придворным, так как он представлял не столько себя сколько свою страну (На многих играх я была свидетелем, как правители ходят друг к другу «в гости». Так вот такого быть не может! Договариваются дипломаты, они же составляют документы, а короли встречаются только чтобы оные документы подписать.
И ещё: должность дипломата является почётной!  Ему ведь выпадает честь лицезреть короля!  Поэтому вряд ли возможна ситуация (также виденная мною на играх неоднократно) когда приходит неизвестно кто/странник/нищий и требует (!) немедленно пропустить его к королю, дабы пообщаться с его величеством о том, о сём. ) 
     Итак, в качестве резюме: как же вести себя на игре, где романтизм вынесен в сценарии на первое место? Во-первых, обращаться друг к другу рекомендуется на «вы». Даже к  слугам. (Ежели в английском языке разницы между «ты» и «вы» не наблюдается, то во французском она очень даже существенна) Обращение на «ты» было возможно только между очень близкими людьми и только наедине. К королю, кроме всем надоевшего «ваше величество» , можно обращаться «сир». К принцам: «ваше высочество», «монсеньер». Также есть универсальное обращение: «ваша светлость», предполагающее более высокий ранг того, к кому адресовано обращение, и «сударь», как правило, предполагающее равенство собеседников. 
    Общение при дворе по свидетельствам очевидцев напоминало некий ритуальный танец из-за обилия поклонов и реверансов. Причём, чем знатнее особа,  тем ниже перед нею должно кланяться. Перед персонами королевской крови  этикет предписывал становиться на одно колено. «Королеву приветствуют торжественно: в 3-4 шагах от неё  - реверанс с глубоким поклоном, у её ног  опускаются на колени, подносят к губам край её платья.»
           На этом  нудная теоретическая часть закончена. Теперь осталось только сесть на коня, не забыть захватить верную шпагу и – вперёд на поиски приключений!
ХЕЛЬГА-н-КЕНТИ (Москва) 

Статья 2. Об оружейном этикете

    Не вызывает сомнений тот факт, что ношение любого оружия подразумевает собой выполнение некоторого рода правил. Что уж говорить о таком утонченном оружии истинного эстета как шпага. Она стала символом целой эпохи, всюду неся с собой дуновение прохладного бриза романтики. Но и овладеть правилами этикета, связанного с ношением шпаги, было не менее сложно, чем разобраться со всеми хитросплетениями этикета двора Его (или Ее) величества. Думается, все изложенное далее будет интересно почитать всем благородным сэрам, донам и мсье.

    Итак...

    НОСИТЬ ШПАГУ без ножен, c обнаженным клинком не было принято никогда и нигде за исключением подмостков сцены в наше время. Объяснить этот недопустимый с точки зрения 
реальной жизни способ носить шпагу можно только бедностью реквизиторского цеха или полным пренебрежением иных театров к исторической достоверности. В действительности шпага всегда помещалась в ножнах, прикрепленных к портупее. Носили наплечную портупею и
поясную портупею. Шпага висела у левого бедра несколько наклонно, так что эфес выдавался чуть вперед, а нижний конец ножен немного приподнимался над полом сзади.

    Обнажали шпагу в зависимости от ситуации по-разному.

    САЛЮТ. Наиболее простой выглядит следующим образом:

    1. Руку со шпагой сгибают в локте, кисть подносят к лицу, разворачивая к нему ладонью: гарда шпаги при этом оказывается у подбородка, а острие направлено вертикально вверх.
    2. Правую руку распрямляют вперед-вниз, в наклонное положение, а голову склоняют в сторону приветствуемого.
    3. Голову поднимают, оставляя руку в том положении, из которого был начат салют.

    Теперь можно становиться в боевую стойку или убрать оружие в ножны.

    Более сложный салют включает движение ног:

    1. Правой ногой делают шаг вперед и подносят шпагу к лицу, как в предыдущем способе.
    2. Вес тела передают на левую ногу и сгибают ее в колене, как бы усугубляя поклон
(рука действует так же, как и в простом салюте).
    3. Все тело принимает исходное положение, причем правую ногу подставляют назад к левой,а не наоборот.

    Наконец, в особо торжественных случаях исполнялся салют с коленопреклонением. Действия правой рукой при этом салюте те же, что и в первых двух вариантах.Правой ногой делается шаг вперед, ставя,  одновременно с этим, левое колено на пол. Дальнейшие действия выполняют стоя на колене и заканчивают поклон стоя на колене. В этом же положении часто и убирают шпагу в ножны, и лишь затем встают во весь рост.

    КЛЯТВЫ на оружии произносили (естественно) только с обнаженной шпагой. Следовательно, перед клятвой шпагу извлекали из ножен тем или иным способом. Затем руку со шпагой вытягивали вперед, наклонно вверх или наклонно вниз. Голову при этом держали поднятой немного вверх. Такое положение тела сохраняли в течение времени, пока произносили (или слушали как кто-то произносит) клятву. Имел место и другой способ клятвы на шпаге: держа ее перед собой за клинок обеими руками так, что эфес приходился на уровне лица. Локти рук при этом согнуты. Часто по окончании клятвы целовали клинок шпаги.

    ОТКАЗ ОТ БОЯ так же имеет свои приемы. Если шпага только немного выдвинута из ножен, а тело находится в одном из подготовительных к боевой стойке положений (в начале поворота, левой ногой вперед или левой ногой назад), то о нежелании драться достаточно загнать шпагу обратно в ножны ударом правой руки по эфесу и приставить ногу в свободную позу – лучше движением ноги назад. Если бойцы стоят в боевой стойке, то о нежелании продолжать бой заявляют двойным ударом правой ноги в пол  (это действие так и называется - “стучать”).После него может быть исполнен салют, затем шпага убирается в ножны.

    ПРИ СДАЧЕ В ПЛЕН ИЛИ АРЕСТЕ шпагу можно передавать как обнаженной, так и в ножнах.
Передача шпаги в ножнах совершается двумя руками: нижний конец ножен кладут на ладонь левой руки, затем правой рукой немного подбрасывают вверх эфес и ловят на ладонь клинок ниже эфеса. Затем руки с лежащей на них в горизонтальном положении шпагой вытягивают 
по направлению к тому, кому ее вручают. Если хотят выразить особое уважение к тому лицу,
становятся на левое колено и наклоняют голову в тот момент, когда протягивают шпагу.
Шпагу в ножнах передавали и одной правой рукой: слегка подбросив ее правой рукой, ловили за клинок под гардой и протягивали рукояткой вперед. Обнаженная шпага передавалась только таким способом. При этом эфес подбрасывали вверх от себя; чем больше размах движения подброса, тем более “дерзкой” выглядела такая передача.

    Вот, пожалуй, и все. Если кому-то тема шпаги стала чуть более интересна, чем того требуют правила игры, буду рад в меру своих возможностей помочь с дополнительным материалом.

Sincerely yours,
Aiglos / Lord Winter (Самара)
iangore@mail.ru

Статья 3. Замечания по религии

    В чине Мессы всё очень просто. Берётся нынешний чин Мессы (тот, который на пяти языках), читается латинский канон, но! До Молитвы верных читается Литания ко всем Святым. В латинском варианте я приведу её ниже.Первое чтение – чтение из Ветхого завета ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Псалом берётся из книги псалмов ( кроме первого псалма)  - ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Второе чтение берётся либо из деяний Святых Апостолов либо из Посланий Святых Апостолов (но не из Откровения) Это чтение не обязательно. Евангельские чтения – из Евангелия (любого). ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! После Евангельских чтений читается проповедь. Конечно, в оригинале в те времена и проповедь и чтения были только на латыни (у католиков), но т.к. знаний латыни у пристов будет мало, то проповедь и чтения могут идти на русском, а проповеди может и не быть.
    Далее. В чине Мессы существует четыре Евхарестические молитвы. Выбирается вторая Евхарестическая молитва, а  после неё сразу Обряд Причащения. Причащаются прихожане ТОЛЬКО ХЛЕБОМ!!! Духовенство, служащее мессу причащается само и хлебом и вином, а те присты, которые не служили мессу (данную) причащаются как простые прихожане. Служить мессу допускаются ТОЛЬКО священники. НИКАКИЕ монахи ( кроме иеромонахов, т.е. монахов, принявших сан ( Аббаты – ВСЕГДА иеромонахи)) до служения всех Семи Таинств Церкви ( Крещение, Конфирмация (Миропомазание), Елеосвящение (Соборование), ИСПОВЕДЬ, Евхаристия ( служение Мессы), Священство ( рукоположение кого-либо во диаконы, священники или епископы, а так же принятия монашеских обетов от кого-либо (постриг), Брак ( кого-либо)) НЕ ДОПУСКАЮТСЯ!!!!!! Также недопустимо АБСОЛЮТНО, когда монах благословляет кого-либо Крестным Знамением (они для этого слишком смиренны). Но монахи (монахини) имеют право проводить молитвенные встречи, которые должны отличаться от чин мессы: чтение Литаний, молитвы Розария (чётки), чтение Бревиария (Часослов) и других канонических молитв, которые так же читаются ТОЛЬКО на латыни.
    Про устройство Церкви только два слова: есть диаконы ( первая ступень священства, они не могут исповедовать, рукополагать/постригать, служить мессу и Миропомазать), священники (не могут руополагать, Миропомазать. Аббаты, монсеньоры – Папские  нунции/протонотариусы, настоятели храмов и прелаты (духовники настоятелей/аббатов) – степени священства, как второй ступени) и епископы (к ним относятся и архиепископы, и кардиналы  - Папаские легаты и сам Папа Римский – епископ города Рима). Обращения офицальные/неофициальные: Ваше Преподобие/Отец – к диаконам и священникам (простым), Ваше Высокопреподобие/Отец – к настоятелям, монсеньорам, прелатам, аббатам; Ваше Преосвященство/Владыка – к епископам (простым); Ваше Высокопреосвященство/Владыка – к архиепископам и кардиналам; Ваше Святейшество – к Папе Римскому. К монахам/монахиням – брат/сестра. Цвета – у Папы – белый, кадиналы, архиепископы, монсеньоры – красный, епископы – фиолетовый, остальные – чёрный. Монашествующие носят цвета в соответствии с орденом. (Кстати, все монахи принадлежат к какому-то ордену, а то был случай на ИР2000, когда монах утверждал, что он не пренадлежит ни к одному из орденов, а явлюется просто странствующим монахом. Нонсенс)
    P.S.: К слову о мессе – священник НИКОГДА не поворачивается спиной к алтарю во время Мессы (кроме проповеди и причащения прихожан) и не священник идёт к прихожанам, а к прихожане идут к священнику для причастия. (Если кто на игре вздумает отыгрывать причастие облатками, как кто-то на Имени Розы, то либо гони их в шею, либо я сам приду буянить к этим умникам).

Литания ко всем Святым для Чина Мессы:

Sancta Maria, -  ora pro nobis
Sancta Mater Dei – opa pro nobis
Sancti Michail, Rafail, Gavriil – orate pro nobis
Sancti Angeli Dei – orate pro nobis
Sanctus Abraam – ora pro nobis
Sanctus Moisej – ora pro nobis
Sanctus Ilia – ora pro nobis
Sanctus Joseph - ora pro nobis
Sanctus …и т.д. Извини, но мне несколько ломает щас писать, т.к. вымотался до дикости, но дальше просто – говорится Sanctus(если м.р.), Sancta (если ж.р.) и Sancti (если мн.ч.) и имя Святого/Святых. Обязательно все Апостолы, Евангелисты, Мария Магдалина, Доминик, Франциск, Томас Аквинат (Фома Аквинский), Бенедикт, имена некоторых пап (где-то до десятого – девятого века все папы были после канонизированы), Антоний Падуйский, Ольга, Тереза, Иоанн Креститель, Иосиф, Игнатий Лойола. Так же во Франции обязательно упоминался Святой Людовик. Остальные Святые – по желанию. И после этого (напр: Sanctus Doninic) все повторяли – ora(если к одному святому/святой) или orate(если к нескольким единовр) pro nobis. Всегда упоминались вместе – Апостолы Пётр и Павел, архангелы Михил, Рафаил, Гавриил; Франциск и Доминик; Борис и Глеб; Кирилл и Мефодий (не удивляйся про последние две пары, ведь они были канонизированы Св. Престолом). 

Анри де Ла Роше (Людовик XIII)
Москва

на главную

Hosted by uCoz